Государственная
инспекция труда в Нижегородской области
Контакты
 
Адрес: 603005
г. Нижний Новгород ,
ул. Пискунова, д.3 корп.3
Схема проезда
Телефон: (831) 433-38-08
(831) 411-89-51
онлайнинспекция.рф
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
    Официальные сайты инспекций  
     334 (49%)
    Проводимые инспекцией семинары  
     196 (29%)
    Интернет-СМИ  
     84 (12%)
    Телевидение  
     22 (3%)
    Печатные СМИ  
     17 (3%)
    Радио  
     15 (2%)
    Буклеты, брошюры  
     11 (2%)

Доклад по правоприменительной практике за I квартал 2017 г.

Доклад по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда

Нормы трудового права, соблюдение которых является непосредственным предметом рассматриваемого федерального государственного надзора, содержаться в правовых источниках, виды которых перечислены в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)

В настоящее время, ряд нормативных правовых актов, утвержденных органами власти СССР, продолжают действовать в соответствии со ст. 423 ТК РФ на территории Российской Федерации, как из-за отсутствия нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствующих новой общественно-экономической системе, так и из-за неполноты последних.

Несмотря на количество и многообразие источников трудового права, их правильное применение может быть обеспечено знанием основных положений трудового законодательства, содержащихся в Трудовом Кодексе РФ и иных федеральных законах, содержащих нормы трудового права.

Действующий в системе источников трудового права принцип не ухудшения положения работника основан на том, что каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральному законодательству; локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями; коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

Проблемами, оказывающими негативное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, и существенно ограничивающими возможность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также оперативно находить и правильно применять необходимые нормы права, являются:
- отсутствие систематизации трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;
- неопределенность правового регулирования, вызванная наличием в трудовом праве пробелов и коллизий, а также отсутствием подкрепления отдельных норм ТК РФ;
- непринятие уполномоченными органами государственной власти нормативно-правовых актов в развитие бланкетных норм ТК РФ.

Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда, расследования несчастных случаев

Надзорно - контрольная деятельность Государственной инспекции труда в Нижегородской области в 1 квартале 2017г. осуществлялась в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 324, в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и соответствовала плану работы РОСТРУДа и Государственной инспекции труда в Нижегородской области на соответствующий отрезок времени.

Государственной инспекцией труда в Нижегородской области в первом квартале 2017 г. в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 430 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из которых 54 проверки или 12,56 % проведено по вопросам охраны труда.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжается тенденция снижения доли плановых проверок.

Остальные проведенные госинспекторами проверки проводились во внеплановом порядке и были обусловлены необходимостью расследования несчастных случаев на производстве, рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан, поступивших непосредственно в Государственную инспекцию труда, а так же из прокуратур края, из других органов.

Необходимо отметить, что рост внеплановых проверок связан со следующими факторами: - повышением активности граждан в защите своих прав; - ухудшение ситуации с выплатой заработной платы работникам в установленные сроки; - изменение уровня информационной открытости деятельности государственной инспекции труда, которой способствует появление и развитие электронных сервисов, - введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений. Содержание обращений работников (письменных и устных) поступающих в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области свидетельствует о том, что основные положения трудового законодательства, необходимые в процессе трудовой деятельности, работники знают, проинформированы, что контролирует соблюдение трудового законодательства Государственная инспекция труда, однако обращаются с заявлениями о нарушении своих трудовых прав спустя длительное время после фактического возникновения индивидуального трудового спора, или и только тогда, когда возникла конфликтная ситуация.

Из общего количества проверок в первом квартале 2017 г. наибольшее количество проверок было проведено по вопросам: оплаты и нормирования труда –35,58%. В результате проведенных в первом квартале 2017 г. надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено 739 нарушений трудового законодательства.

Анализ нарушений требований трудового законодательства выявленных в 1 квартале 2017г. позволяет сделать вывод о том, что наиболее частые нарушения допускаются работодателями по вопросам: - оплаты и нормирования труда – 218 нарушений; - по охране труда – 344 нарушений.

Оплата труда В целях реализации поставленных задач по ликвидации задолженности по заработной плате в 1 квартале 2017г. была продолжена совместная деятельность в данном направлении Государственной инспекции труда в Нижегородской области с Правительством Нижегородской области, прокуратурой Нижегородской области, Следственным управлением следственного комитета России по Нижегородской области. 17.03.2017года на заседании рабочей группы по организации взаимодействия правоохранительных, контролирующих и общественных органов по вопросам осуществления контроля за исполнением работодателями области требований трудового законодательства в части своевременной и полной выплаты заработной платы, легализации «теневой» части заработной платы и обеспечения полноты поступления в бюджет и внебюджетные фонды социальных налогов и страховых взносов были рассмотрены следующие вопросы: ситуация с задолженностью по зарплате на ПАО «Труд» (Вачский район), АО «Колос-3» (Автозаводский район г.Н.Новгорода), ЗАО «Хромтан» (Богородский район), принимаемые меры к ее снижению. Результаты работы Государственной инспекции труда в Нижегородской области в 2016 году – истекшем периоде 2017 года по защите прав граждан на оплату труда. По результатам работы рабочей группы были заслушаны руководители организация и принимаемых ими мерах по финансовому оздоровлению организаций, в том числе необходимые рекомендации для членов МВК, которые являются обязательными для исполнения и последующего отчета о проделанной работе. В 1 квартале 2017 года погасили задолженность по заработной плате следующие организации: - январь 2017года: ЗАО "Объединение БИНАР" -5млн.353 тыс. рублей; ОАО "РУМО" – 6 млн.222 тыс. рублей; "Нижегородский филиал ФАОУ ДПО «Государственная академия строительства и ЖКХ» - 894 тыс. рублей; ООО "Волго-Вятская строительная компания" – 1 млн. 40 тыс. рублей; НОУ ВПО "НИМБ" – 1 млн. 482 тыс. рублей; ОАО «Ильиногорское» - 2 млн. 218 тыс. рублей; ОАО "Перспектива" – 1 млн.478 тыс. рублей; ООО "АгроПромТранс" – 676 тыс. рублей.; - февраль 2017года: ОАО "РУМО" – 573 тыс.руб.; ООО "НП Измерительные Технологии" -975 тыс.руб.; ООО "СВАП БЕТОН" – 637 тыс. руб. - март 2017 года: ЗАО "Хромтан" – 3 млн. 619 тыс.руб.; ОАО «Ильиногорское» - 232 тыс.руб.; ОАО "Перспектива" -564 тыс. руб.; ООО "Мясокомбинат "Ильиногорское" – 227 тыс.руб. Кроме того, в целях обеспечения трудовых прав работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы государственными инспекторами труда в течение в первом квартале 2017г. было проведено 153 результативных проверки соблюдения законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты 210 работникам незаконно задержанной заработной платы на общую сумму 1021,85 тыс. рублей на основании предписаний, которыми выявлено 218 нарушений по вопросу оплаты труда.

Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными нарушениями являются:
• невыплата работникам заработной платы в полном размере (нарушение абзаца 5 части 1 статьи 21 ТК РФ);
• нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение статьи 136 ТК РФ);
• невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение статьи 140 ТК РФ);
• нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение статьи 136 ТК РФ);
• отсутствие повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение статей 146, 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ).

Легализация трудовых отношений

Результаты надзорной деятельности государственной инспекцией труда в Нижегородской области в 1 квартале 2017 году также свидетельствуют о том, что наиболее частыми нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями, продолжает оставаться и ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками либо уклонение от их оформления совсем.

Так в рамках деятельности рабочей группы инспекцией труда была организована работа по организации и проведению внеплановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в хозяйствующих субъектах, в целях легализации трудовых отношений.

Трудовой договор

В целях реализации поручений заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец № ОГ-П12-275пр от 09.10.2014г.; Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина № 16-0/10/П-2774; Федеральной службы по труду и занятости от 18.12.2014г. № 54-вл «Об организации работы в субъектах РФ по снижению «неформальной занятости»» в Нижегородской области утверждено Положение о создании двухуровневых рабочих групп по обеспечению и в полном размере выплаты заработной платы и снижению неформальной занятости в организациях Нижегородской области (утверждено распоряжением Губернатора Нижегородской области от 24.01.2005г., в редакции распоряжения Губернатора Нижегородской области от 31.12.2014г. № 2284-р) работа по повышению заработной платы работников, обеспечения снижения неформальной занятости на территории Нижегородской области продолжается.

В 1 квартале 2017 года в рамках деятельности рабочих групп, созданных в каждом районе Нижегородской области было выявлено 9016 работников с кем не были заключены трудовые договора в письменной форме, по результатам деятельности комиссий с 7959 работниками заключили трудовые договора в письменной форме.

Общее состояние соблюдения работодателями законодательства о трудовом договоре показывает, что в ходе проведенных госинспекторами труда за отчетный период проверок в большинстве проверенных организаций установлено наличие нарушений, которые допускаются работодателями по вопросам заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с работниками. Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:
• части 2 статьи 57 ТК РФ (отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.); 
• части 2 статьи 58 ТК РФ (заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований);
• статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника);
• статьи 79 ТК РФ (расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора);
• части 4 статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте).

Гражданско-правовые договоры

В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда. Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т. д. В связи с тем, что должностное лицо федеральной инспекции труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник вынужден обращаться в суд. Основные вопросы, с которыми работники обращаются в суд, связаны, в основном, с восстановлением на работе по причине незаконного увольнения по инициативе работодателя, а также с целью установления факта трудовых отношений и обязать работодателя оформить трудовых отношения в соответствии с действующим законодательством.

Охрана труда и несчастные случаи

В первом квартале 2017 г. государственными инспекторами труда (по охране труда) проведено 258 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из них плановых 15, внеплановых –243 .Выдано 143 предписания на устранение выявленных нарушений. В ходе проведения всех проверок были выявлено 344 нарушений трудового законодательства в области охраны труда, из них в ходе плановых проверок выявлено 146 нарушений трудового законодательства в области охраны труда. За нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вынесено 410 постановлений. Привлечено к административной ответственности 267 должностных лиц, 143 юридических лица. Наложено штрафов по результатам проведенных проверок на сумму 10337 тыс. рублей.

За 1 квартал 2017 год от работодателей поступило 60 извещений о несчастных случаях, из них 29 сообщений о смертельных несчастных случаях, 2 сообщения о групповых несчастных случаях, в которых погибло 4 человека. Проведено 56 расследований несчастных случаев. Всего погибших на производстве за истекший период времени 33 человека По результатам расследования несчастных случаев наложено административных штрафов на сумму 2205 тыс. руб.

Специальная оценка условий труда

В 1 квартале 2017 году было выявлено 30 нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах. Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в первом квартале 2017 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:
• не проведение работодателями СОУТ;
• не доведение результатов СОУТ до сведения работников;
• игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

Хотелось бы отметить, что количество работодателей, выполнивших свои обязанности по проведению специальной оценки условий труда значительно увеличилось. Однако, теперь мы столкнулись с новыми вопросами, которые требуют решения. Многие работодатели, желая сэкономить финансовые средства, прибегают к услугам организаций, проводящих специальную оценку условий труда, зарегистрированных не на территории края. Как показывает анализ, цена специальной оценки одного рабочего места несколько ниже, чем в местных организациях.

Зачастую за внешней дешевизной скрывается некачественное проведение специальной оценки условий труда, что в конечном итоге приводит к следующим проблемам: при проведении проверок инспектор выявляет явные несоответствия, направляет результаты на экспертизу, и соответственно работодатель вынужден потом проводить внеплановую спецоценку, т.е. платить за одну услугу дважды; и конечно, работники, которые обращаются в инспекцию с заявлениями о некачественно проведенной специальной оценке условий труда.

Вторая проблема, связанная со специальной оценкой условий труда – это то, что при проведении проверок инспектора все чаще сталкиваются с тем, что работодатель, проведя спецоценку и выполнив свой долг, убирает материалы в уголок на полочку и забывает о них на 5 лет. Таким образом, результаты спецоценки не применяются, работники не получают положенные им льготы и компенсации. Конечно, это в первую очередь касается предприятий малого бизнеса. Одним из путей решения данной проблемы, на мой взгляд, является объединение наших усилий с общественными организациями в части информирования работодателей о необходимости применения результатов спецоценки.

За выявленные нарушения по специальной оценке условий труда привлечено к административной ответственности 21 должностное лицо, 6 индивидуальных предпринимателей и 4 юридических лица на общую сумму 451 тыс. рублей. Меры административной ответственности В первом квартале 2017 г. уполномоченными должностными лицами государственной инспекции труда в Нижегородской области были наложены денежные штрафы на общую сумму 9072,72 тыс. рублей. По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами государственной инспекции труда, судами были приняты решения о привлечении к административной ответственности 413 лиц (должностных лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц).

На протяжении длительного времени в соответствии со статьями 25.1-25.11 КоАП РФ должностные лица государственной инспекции труда, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях в судебных органах, а значит – фактически лишены права участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства. При этом в ряде случаев имеет место практика рассмотрения мировыми судьями дел об административных правонарушениях только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Также КоАП РФ не предусматривает обязанности судебных органов извещать должностных лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях, о дне рассмотрения дел об административном правонарушении. В связи с этим лица, составившие протоколы об административных правонарушениях, фактически лишены возможности поддержать в суде свою позицию, в результате чего мировыми судьями нередко принимаются постановления об отказе в привлечении виновных должностных лиц без достаточных к тому оснований.

Анализ нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций

В рамках анализа нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, а также по совершенствованию трудового законодательства и практике его применения Федеральной службой по труду и занятости были подготовлены и направлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проекты следующих федеральных законов:

1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)»;

2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»;

3. «О внесении изменения в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»;

4. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (по вопросам обеспечения прав сезонных работников);

5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части гармонизации с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);

Все указанные проекты федеральных законов проходят процедуры согласования (рассмотрения), в том числе на заседаниях рабочих групп Минтруда России по разработке законопроектов

В целях дальнейшего совершенствования законодательства в части обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы с Минтрудом России прорабатываются следующие вопросы:
• установление персонификации ответственности собственника организации за возникновение задолженности по заработной плате работникам;
• предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право возмещения за счет средств резервного фонда субъекта Российской Федерации неполученной заработной платы работникам организаций в случае длительности процедуры банкротства, предусмотрев механизм возврата указанных средств за счет конкурсной массы организации - банкрота;
• увеличения доли средств, направляемых на погашение задолженности по заработной плате, вырученных от реализации предмета залога при проведении конкурсного производства в случае банкротства организации;
• установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации);
• придание предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и предусмотрение возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации – должника. Кроме того, в части совершенствования законодательства, в части охраны труда прорабатываются следующие вопросы:
• внесение изменений в статью 357 ТК РФ дополнения, предусматривающих предоставление государственному инспектору труда полномочия по приостановке во внесудебном порядке эксплуатации неисправного оборудования, агрегатов, объектов, зданий или сооружений до устранения неисправности. Возложить ответственность на генерального заказчика и основного подрядчика за безопасное производство работ субподрядными организациями, что значительно снизит риск производственного травматизма при производстве строительных работ;
• определения перечня работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать работников на основании договоров гражданско-правового характера. Установить, что работы с повышенной опасностью перечисленные в специальном перечне могут выполняться только штатными работниками, работающие по трудовым договорам, на которых распространяются требования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.;
• в перечень работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать работников на основании договоров гражданско-правового характера, необходимо внести следующие работы:
- работы на высоте (выполняемые без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м);
- работы, выполняемые в водопроводных, канализационных и газовых колодцах;
- работы, выполняемые в замкнутых пространствах (резервуарах, трубопроводах и т.п.);
 - все виды подземных работ;
- строительно-монтажные работы;
- перевозка грузов и пассажиров;
- подводные работы;
- работы по эксплуатации сложного производственного оборудования, требующего специального обучения.

• установление, что при несчастном случае на производстве независимо от степени тяжести повреждений здоровья пострадавшего государственная инспекция труда может проводить комплексную внеплановую проверку деятельности всего предприятия, индивидуального предпринимателя без согласования данной проверки с прокуратурой;
• разрешение включать в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хозяйствующие субъекты, в том числе относящиеся к малому предпринимательству, независимо от срока, истекшего со дня их государственной регистрации и окончания проведения последней плановой проверки, при условии, что в предшествующем году в данном хозяйствующем субъекте произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом;
• установление обязанности органов судебно-медицинской экспертизы по письменному запросу государственного инспектора труда безвозмездно направлять информацию о причинах смерти работника, получившего травму на производстве, и возможному наличию причинно-следственной связи между естественной смертью работника и воздействием на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

Судебная практика

В 1 квартале 2017 года должностными лицами Государственной инспекции труда в Нижегородской области было вынесено 587 постановлений о назначении административных наказаний, что на 145 постановление меньше по сравнению с 1 кв. 2016 года. Уменьшение произошло за счет уменьшения инспекторского состава и общего количества проведенных проверок (628 проверок в 1 кв. 2016 года и 430 проверок в 1 кв. 2017 года). Кроме того, сумма наложенных штрафов в 1 кв. 2017 года по сравнению с 1 кв. 2016 года уменьшилась (10518,86 тыс. рублей в 1 кв.2017 года, 15942,30 тыс. рублей в 1 кв. 2016 года).

Процент отмененных постановлений в 1 кв.2017 году в Государственной инспекции труда в Нижегородской области находится на достаточно низком уровне. Так, в 1 кв. 2017 года из 587 наложенных постановлений отменено – 1 постановлений, что составляет всего 0,17%.